По состоянию на 2025 год в Apple Store доступно около 1,64 миллиона приложений, а в Play Market — примерно 1,8 миллиона. При этом прогнозируется, что до 75% всех мировых продаж в e-commerce будет приходиться именно на мобильную коммерцию (m-commerce). Поэтому мобильное приложение для e-commerce проектов уже больше, чем просто рекомендация.

Как создается дизайн мобильных приложений? Что отличает мобильное приложение от других проектов? Какие существуют особенности и возможности мобильного приложения, которые стоит учитывать? В этой статье мы покажем процесс, результаты и реальные примеры.

Дизайн мобильных программ и приложений: в чём разница?

Прежде чем углубиться в тему создания дизайна, стоит уточнить: в этой статье мы будем говорить именно о дизайне мобильных приложений, а не о дизайне мобильных программ — ведь, несмотря на схожесть, это не совсем одно и то же.

Мобильная программа — более широкое понятие, которое может относиться как к отдельному приложению, так и к любому дополнению к сайту или другому сервису. В то время как мобильное приложение — это официальный термин, соответствующий английскому application и используемый для обозначения полноценных программ, которые устанавливаются на смартфоны или планшеты.

С терминами разобрались — переходим к основной теме.

Процесс создания дизайна мобильных приложений

Есть два основных вида работ с мобильными приложениями — редизайн уже существующего приложения и создание нового приложения с нуля.

Если речь идет о редизайне приложения, то тут есть от чего отталкиваться. Есть аналитика, отзывы пользователей и фидбек бизнеса. Есть возможность подключить инструменты для проведения юзабилити аудита и на основании полученных данных уже оптимизировать дизайн мобильного приложения для увеличения конверсии.

При проектировании приложения с нуля нужен совсем иной подход, который состоит из нескольких этапов.

1. Сбор информации и требований

Создание дизайна мобильных приложений начинается со сбора информации и требований. В свою очередь требования делятся на 2 типа:

1. Требования пользователя — для кого создается приложение, какие задачи оно должно решать, для чего нужен этот продукт с точки зрения целевой аудитории (ЦА) и т.д.

Например, мобильное приложение FlowerPot — это идея продажи цветов в новом инновационном формате от наших постоянных партнеров Dicentra, с которыми мы сотрудничаем с 2019 года.

При создании дизайна мобильного приложения FlowerPot наша команда детально изучила идею бизнеса и ожидания заказчика. В результате, кроме стандартного функционала мобильного приложения, в дизайне мы учли и внедрили уникальные функции и креативные идеи владельцев.

Дизайн ключевых экранов мобильного приложения FlowerPot

2. Требования бизнеса — это то, как бизнес видит продукт, какие функции он должен выполнять и как, по его мнению, должны воспринимать приложение пользователи.

В случае если это стартап, то требуется дополнительная информация, от которой будет отстраиваться мобильное приложение:

  • Какую нишу будет занимать приложение?
  • Какие задачи должен решать продукт?
  • Как мобильное приложение будет монетизироваться?
  • Как приложение будет себя позиционировать на рынке? В чем его уникальное торговое предложение (УТП)?
  • Кто главные конкуренты?
  • Какие есть примеры best practice на рынке?

Например, NFM — это мобильное приложение для пользователей, которые работают с сельскохозяйственной техникой. Оно позволяет просматривать новинки оборудования, записываться на обучение, получать сервисную поддержку, заказывать расходные материалы, быстро находить инструкции по эксплуатации и тому подобное.

В этом проекте важно было не просто продумать функциональность, а четко учесть логику работы специалистов в поле, сезонность бизнеса и потребность в автономном доступе к информации. Именно глубокое понимание бизнес-целей позволило создать интерфейс, который соответствует реальным условиям использования приложения и усиливает его ценность для целевой аудитории.

Мобильное приложение дистрибьютора сельскохозяйственной техники NFM

На этом этапе, основная цель команды — это определить задачу, которая стоит перед продуктом и пользователем, чтобы определить перечень сценариев использования приложения и на основании сценариев создать архитектуру и навигацию приложения.

2. Создание архитектуры и навигации

На этом этапе создания дизайна мобильного приложения основная задача — продумать информационную и навигационную архитектуру. То есть определить, из каких элементов будет состоять продукт, какие функции должны быть реализованы и как именно пользователь будет с ними взаимодействовать. Также важно учесть технические ограничения и сложность реализации определенных решений — это позволяет избежать рисков и обеспечить эффективную коммуникацию между дизайнерами, разработчиками и бизнесом.

На этом же этапе создаются сценарии использования (use cases) и взаимодействия пользователя с приложением (user flows) от первого касания до выполнения целевого действия. Такое моделирование помогает сформировать перечень необходимых экранов и функций.

Эти наработки ложатся в основу построения блок-схем (user journey maps) и далее — wireframes, то есть низкодетализированных прототипов, которые показывают расположение элементов на экранах без глубокой проработки дизайна.

Разработка user flow для мобильного приложения для ретуши фотографий RetouchMe

3. Создание прототипа

После утверждения идеи и обсуждения архитектуры мобильного приложения, создаются мокапы (макеты) — низко детализированный прототип, чтобы определить приоритет и расположение элементов интерфейса на экране, предусмотреть для них удобное для доступа местоположение.

Прототип системы для службы доставки еды 966.ua

Высокоуровневые прототипы обсуждаются внутри команды и с клиентом. И так как на такой подход нужно немного времени, их можно быстро править.

После, создаются детализированные, кликабельные прототипы с необходимой динамикой, анимацией и микровзаимодействиями для пользовательского тестирования.

Пример динамики и анимации в детализированном прототипе приложения Spot Hunter

На этапе прототипирования стоит проконсультироваться с командой разработчиков, чтобы понять какие элементы дизайна могут негативно повлиять на стоимость и сроки реализации мобильного приложения, от чего стоит отказаться или чем более простым, но не менее эффективным можно заменить.

4. Тестирование прототипа мобильных приложений

Преимущество интерактивных прототипов в том, что с ними можно взаимодействовать как уже с готовым приложением. Таким образом, есть возможность протестировать интерфейс, пройдя путь пользователя, собрать детальную обратную связь и понять насколько продукт интересен для ЦА. На этом этапе разработки можно провести ряд тестов, таких как пользовательское тестирование для выявления оптимального user flow.

{{block}}

5. Дизайн мобильных приложений и разработка

На этом этапе интерактивные прототипы отдаются дизайнерам, чтобы сделать продукт более вовлекающим, заложить стилистику и доработать микровзаимодействия с учетом дизайна продукта. После утверждения дизайна мобильного приложения, продукт отдают разработчикам.

Дизайн ключевых экранов мобильного приложения образовательного проекта Aspire

6. Подготовка контента для сторов

На этом этапе создается описание для мобильного приложения и его основных функций, создаются картинки интерфейса, которые пользователь будет видеть в App Store или Google Play. Правильно подобранные скрины, которые раскрывают возможности и преимущества приложения, помогут повысить показатели установок приложения.

Пример контента для страниц мобильного приложения RetouchMe

7. Доработка и анализ дизайна мобильных приложений

Когда уже есть готовый продукт, мы подключаем аналитику для проведения анализа дизайна мобильных приложений. Таким образом мы получаем сведения для оптимизации приложения в целом, собираем данные и представления, как приложение ведет себя в реальных условиях, находим зоны роста для дальнейшей доработки. На данном этапе можно проводить эксперименты для выявления наиболее эффективных решений.

Особенности и возможности дизайна мобильных приложений — основные рекомендации

Вот ряд особенностей дизайна мобильных приложений, которые стоит учитывать при проектировании:

  • Учитывайте, что мобильные устройства имеют ограниченный дисплей.

Экран мобильного телефона или планшета намного меньше, чем у десктопа или лэптопа. Поэтому стоит продумать навигацию, количество элементов на одном экране, по максимуму сокращать путь пользователя.

  • Используйте особенности управления и функционал мобильных устройств.

Стоит учесть, что управление на мобильном устройстве происходит с помощью жестов и касаний. Поэтому подумайте о навигации жестами, также используйте дополнительные возможности мобильных устройств. Например, камеру и микрофон можно использовать для ввода и верификации данных. Также сделайте все кликабельные элементы (кнопки, меню, навигация, фильтры, и прочее) крупнее и расположите их на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы пользователь мог легко попасть по ним пальцем, по возможности не меняя хвата руки.

  • Помните об ориентации экрана мобильного устройства.

При проектировании дизайна мобильных приложений, стоит предусмотреть отображение экрана — портретное и горизонтальное. И в случае, если приложение будут использовать в обоих случаях, то создавать два варианта приложения. Взаимодействие с мобильным приложением не должно вызывать трудностей у пользователя. Независимо от ориентации, пользователю должно быть максимально удобно и комфортно.

  • Учитывайте мобильный трафик интернета.

Учитывая тот факт, что приложением чаще всего будут пользоваться на ходу, используя мобильный трафик, то стоит избегать тяжелых файлов и графических элементов, для которых необходимо загрузить большое количество данных из интернета, — это может повлечь дополнительные расходы, что вряд ли обрадует ваших пользователей.

  • Продумайте роль приложения в маркетинговой стратегии заранее.

Будет ли это просто дополнение или основная точка входа? При проектировании, можно будет сделать правильные акценты на маркетинге, связать онлайн и оффлайн или несколько продуктов в единую экосистему.

Дизайн мобильных приложений — это уже неотъемлемый шаг в развитии современного eCommerce. Поэтому совершенствуйте свой бизнес, создавайте интересные, качественные и полезные продукты. Надеемся, что наши советы вам в этом помогут.

Вы готовы к мобильности?
Не теряйте клиентов из-за плохого интерфейса. Разберитесь в ключевых моментах создания эффективного мобильного приложения.
This is some text inside of a div block.
This is some text inside of a div block.

Поделиться постом в:

Вера
Вера — копирайтер и редактор, которая тщательно прорабатывает каждую публикацию, помогая лучше понять мир UX/UI, CRO и электронной коммерции, а также ознакомиться с последними трендами.

Больше кейсов от турум-бурум?

Ознакомьтесь с нашим портфолио из различных сфер бизнеса.

Смотреть портфолио

Напишите нам, и начнем сотрудничество!

Ваше сообщение было отправлено! Мы свяжемся с вами как можно скорее

Отправить ещё одну заявку
Doublecheck your form data please