В веб-дизайне минимализм начал применяться с 2000 годов, но истоки его лежат в живописи и искусстве взаимодействия человека и компьютера. Без минимализма не было бы столь популярных сегодня направлений, как плоский дизайн, большие фоновые изображения и скрытая навигация. Именно использование минимализма в дизайне позволяет упростить пользователю его задачи.

Когда мы говорим о минимализме, то подразумеваем не только визуальное отображение. Чтобы лучше понять и применять принципы минимализма, рассмотрим его истоки и основные характеристики.

Что такое минималистический интерфейс?

Цель применения минимализма в веб-дизайне — показать контент и особенности простым путем, а также обеспечить минимальное отвлечение посетителя от основного содержания. Ради этого часто удаляются контент или функции, которые не поддерживают основные задачи интерфейса или его пользователей.

Основные черты минимализма:
1. плоские текстуры (отказ от глянцевых и трехмерных элементов),
2. ограниченные цветовые палитры (приглушенные или монохромные цвета),
3. использование отрицательного пространства (пустое пространство вокруг элементов сайта, способствующее лучшему восприятию).

Портфолио дизайнера Брайана Данахера (Brian Danaher) — типичный пример минималистичного сайта. При просмотре на 15-дюймовом экране, домашняя страница почти полностью состоит из белого пространства. На сайте использована серая цветовая палитра с добавлением одного цвета для акцента на интерактивные элементы.

Сайт Данахера действительно не позволяет отвлекаться от основного содержания. Минимализм хорошо подходит для сайтов-портфолио, у которых простые цели, относительно немного контента и похожая информация на большинстве страниц. Эффективно применять минимализм на больших сайтах гораздо сложнее.

Как минимализм завоевывал популярность

После Второй мировой войны, задолго до использования в веб-дизайне, минимализм проявился в живописи. Он возник как реакция на абстрактный экспрессионизм, с его хаотическими цветами, движением и субъективностью.

В изобразительном искусстве, минимализм характеризуется монохроматическими палитрами, геометрическими элементами, последовательностями и промышленными материалами. Как примеры минимализма следует отметить работы графического дизайнера Йозефа Мюллера-Брокмана (Josef Müller-Brockmann), художника Эллсворта Келли (Ellsworth Kelly) и промышленного дизайнера Дитера Рамса (Dieter Rams). Обратите внимание на чистые линии, простоту и экономное использование цвета в каждом из этих примеров.


Известный архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) своим девизом: «Меньше значит больше», заложил основу минимализма в web-дизайне. Это значит, меньше элементов на странице результатов приводит к меньшей нагрузке для пользователей и лучшему восприятию информации.

В конце ХХ века минимализм начал складываться как отдельное направление в области взаимодействия человека с компьютером.

В 1983 году эксперт по визуализации данных Эдвард Тафти (Edward Tufte) ввел понятие соотношения чернил и данных, в своей работе «Визуальное отображение количественной информации». Он выступил за увеличение коэффициента полезных чернил путем удаления элементов, не способствующих передаче информации. Эта концепция применима и к веб-интерфейсам — в соотношении содержимого и элементов.

В 1990 году исследователь Джон М. Кэрролл (John F. Carroll) изучал, как люди используют учебные технические руководства, и искал способы их улучшения. В результате исследований, он разработал теорию минимализма в технической коммуникации.

Кэрролл подчеркнул: приведение дизайна к основным элементам — не конечная цель минимализма. Он настаивал на важности краткости и простоты для достижения поставленных результатов. К веб-дизайну этот подход применяется, если создавать интерфейс из оптимального пути пользователя.

В 1995 году Якоб Нильсен (Jakob Nielsen) включил минималистический дизайн в свои 10 эвристик юзабилити. В 2000-х минимализм стал появляться в веб-интерфейсах. Яркий пример — стартовая страница Google, которая отличается простотой и строгостью и за эти годы мало изменилась.

Стартовая страница Google, 1999 год

Появление в 2010 году отзывчивого дизайна способствовало распространению минимализма. Для реализации отзывчивого дизайна разработчики должны определить приоритетный контент и убрать все отвлекающие от основного содержания элементы, которые могут создать проблемы при просмотре на мобильных устройствах.

Даже такие крупные корпорации как Microsoft и Apple отдали предпочтение современному минималистичному дизайну.

На сайтах, продающих шаблоны и услуги хостинга, таких как Weebly и Wix, предлагают в большинстве минималистичные решения.

Минимализм оказывает положительное влияние на юзабилити, но следует подходить к его использованию умеренно, чтобы не упустить из вида основную задачу — помочь пользователям выполнять задачи.

Рекомендации по созданию успешного минималистичного интерфейса

1. Возьмите на вооружение девиз Людвига Миса ван дер Роэ («Меньше значит больше»). Не добавляйте элементы только, чтобы были. Это правило может быть верно и для контента и дизайна.
2. Рассмотрите возможность удаления каких-либо элементов, которые не несут значимую информацию (думайте о соотношении контент-элементы).
3. Учитесь у Кэрролла: не просто удаляйте элементы, а по-настоящему думайте о потребностях ваших пользователей и старайтесь максимально упростить выполнение задач.
4. Помните, что минималистический дизайн без подробного анализа пользовательских задач не приведет к успешному интерфейсу.

Поделиться постом в:

Также читайте

1
/
1

Больше кейсов от турум-бурум?

Ознакомьтесь с нашим портфолио из различных сфер бизнеса.

Смотреть портфолио

Оставьте заявку и наш UX−специалист свяжется с вами

Ваше сообщение было отправлено! Мы свяжемся с вами как можно скорее

Отправить ещё одну заявку
Doublecheck your form data please