Как сделать приложение удобным для пользователей? Какие основные ошибки юзабилити мобильных приложений стоит учесть при разработке? В этой статье мы делимся экспертизой, практическими советами и показываем на примерах, что следует учитывать при разработке mobile apps для ecommerce.

8 основных ошибок юзабилити мобильных приложений

Количество мобильных пользователей в мире в 2021 превысило 6 миллиардов. Поэтому популярность мобильных приложений продолжает расти и для украинского e-commerce в том числе. В условиях жесткой конкуренции важно продумать удобство использования еще на этапе разработки мобильного приложения. Далее вы найдете 8 основных ошибок юзабилити, которые стоит учесть, чтобы увеличить конверсию.

1. Отсутствие оптимизации под ОС мобильного устройства

В этом случае пользователь незамедлительно уйдет. Стоит всегда оптимизировать мобильное приложение для самых популярных платформ, чтобы не потерять пользователей. На сегодняшний день, Android и iOS — наиболее используемые операционные системы (ОС) мобильных устройств с абсолютно разными принципами программирования и своими особенностями навигации.

Поэтому невозможно просто клонировать мобильное приложение, необходимо разрабатывать и оптимизировать проект под каждую платформу отдельно.Таким образом, вы сделаете приложение не только более клиентоориентированным и позаботитесь об удобстве пользователей, но и повысите лояльность клиентов.

2. Нет ценности для пользователя

Если вам не удастся показать ценность вашего приложения пользователю, вы его потеряете навсегда. Поэтому если вы уже убедили пользователя установить приложение на свой смартфон, то стоит предоставить ему мгновенную ценность и желательно при первом использовании, чтобы пользователь увидел отдачу и выгоду. Предлагайте ему скидки, проинформируйте о распродаже, и т.д. — главное делать это ненавязчиво, предоставляя пользователю свободу действий.

3. Непродуманная навигация

Не нативная и непродуманная навигация одна из главных проблем юзабилити мобильных приложений. Навигация должна быть интуитивной и понятной даже при первом касании, чтобы пользователь четко понимал, куда ему кликать, где искать и что делать для достижения своей цели. При этом важно выполнять и реализовывать навигацию по гайдам операционной системы, чтобы навигация была нативной и привычной.

Если для веб-версии интернет-магазина элементы навигации сквозные и при этом часть их присутствует в интерфейсе самого браузера (вперед/назад, поделиться, добавить в закладки, и прочее), то в мобильном приложении их нет. С одной стороны это дает вам больше места так как нет браузерной навигации, нет необходимости в «хлебных крошках», а с другой стороны нет привычных паттернов.

Можно добавить/использовать такие элементы как bottom sheet, стрелки или добавлять управление движениями, голосовой ввод, и другие знакомые паттерны для мобильных пользователей.

Пример использования Bottom sheet в интернет-магазине Intertop
Использование bottom sheet в приложении PhotoTune

Для навигации по приложению все чаще текст заменяют иконками — они более наглядные и занимают намного меньше места. Но использовать их надо аккуратно, чтобы не переборщить с креативом и не запутать пользователя.

Пример использования иконок в интерфейсе мобильного приложения PhotoTune

4. Не отображается статус системы

Пользователь всегда должен понимать, на каком этапе он находится и что происходит в данный момент в приложении или системе, и есть ли отклик у приложения на действия пользователя. Для этого:

  • Используйте прелоадеры;
  • Выводите сообщение о статусе загрузки;
  • Добавляйте прогресс бары и счетчики;
  • Выводите сообщения об успешных действиях и ошибках, и прочее.
Пример информирования пользователя о статусе работ в приложении Retouchme

5. Отсутствие описания, инструкций, FAQ

Сейчас часто стремятся упростить контент, но важно помнить, что отказ от базовой информации может негативно повлиять на коэффициент конверсии.

Предложите пользователю пройти туториал при первом скачивании, а также предусмотрите чтобы все справочные материалы были легко доступны для пользователя в случае если у него возникнут вопросы или он отказался от прохождения туториала вначале использования приложения. При этом важно предоставить всю необходимую информацию в четкой, лаконичной и понятной форме.

6. Наличие прокрутки

Лучше предоставьте пользователям большую часть, а то и всю информацию, в рамках одного экрана. Если это невозможно, то следуйте основному паттерну мобильного приложения — туннельности. А то есть один экран выполняет одно действие.

Например, если для веб проектов допустимо, чтобы все 3 шага чекаута были на одной странице, то в mobile app чекаут следует разделить на несколько экранов, чтобы пользователю не пришлось скроллить.

7. Нет свободы выбора

Никто не может точно сказать с каким опытом придет пользователь в ваше приложение, поэтому важно предоставить пользователю несколько способов совершения одного действия с помощью ускорителей и дать возможность настраивать действия.

Например, предложите пользователю закрыть pop-up нажатием крестика, кнопкой или жестом. В этом случае, убрав кнопку и крестик, вы поставите пользователей без опыта работы с жестами в тупик и они не смогут закрыть попап. Еще один пример, пользователи Instagram могут лайкнуть пост двумя способами: тапнуть на иконку сердечка или двойным нажатием на фото.

8. Нет оптимизации под альбомную ориентацию

Для проектов, которым важно пространство, стоит оптимизировать приложение под альбомную ориентацию. Не предусмотрев отображение экрана в альбомной ориентации, вы можете потерять большое количество аудитории. Взаимодействие с приложением не должно вызывать трудностей у пользователей независимо от ориентации. Поэтому важно предусмотреть работу приложения не только для портретного, но и для альбомного отображения.

Юзабилити тестирование приложения

Инструменты юзабилити тестирования мобильного приложения

Если для веб сайтов для сбора данных  в основном используют Google Analytics, то для мобильных приложений  — это FireBase. Это также инструмент Google, который направлен на сбор количественных данных мобильных приложений.

Он позволяет собирать информацию о пользователях, изучать целевую аудиторию, настраивать цели, и его можно сразу подключать в код. Несмотря на то, что инструмент дает намного меньше данных по сравнению с Google Analytics, так как мобильные приложения намного конфиденциальнее и закрытее, чем сайты, полученных данных вполне достаточно для анализа поведения пользователей, отслеживания конверсий и общей аналитики.

Для сбора качественных данных вместо Hotjar используют UXcomm. Он также позволяет собирать данные с помощью тепловых карт. К сожалению, записывать экран практически не позволяет (только для некоторых смартфонов Android, а для Apple нет, так как это полностью закрытая и конфиденциальная информация), но дает общую картину и помогает определить зоны роста по карте кликов.

На каком этапе проводить юзабилити тестирование мобильных приложений?

Мобильное приложение стоит тестировать на этапе прототипов и дизайна еще до верстки. Можно сделать MVP (minimum viable product), перелинковать его в Figma, собрать ЦА и дать протестировать макет. Попросить группу пройти хотя бы один сценарий и записать их действия. Это позволит еще на раннем этапе выявить ошибки и проблемы вашей концепции и идеи, увеличить шансы на успех.

Далее проводить тесты, включая и А/Б тестирование, стоит уже после релиза и вносить правки для улучшения пользовательского опыта на основе данных о вашей ЦА.

Для уже готовых мобильных приложений стоит провести аудит юзабилити приложения:

  • Собрать количественные и качественные данные;
  • Пройти основные сценарии;
  • Выявить ошибки и проблемы;
  • На основе полученных данных внести изменения и доработать мобильное приложение.

По сути, подход к аудиту мобильного приложения ничем не отличается от веба. Отличаются инструменты, методологии и принципы, так как то, что хорошо для веб-проекта, может не работать для приложения.

Чеклист юзабилити мобильного приложения

1. Основная функция мобильного приложения.
Понятна ли пользователю основная функция приложения с первого взгляда? Тут важно предоставить максимум информации о приложении, чтобы пользователь сразу определил предназначение приложения и его ценность для себя.

Пример демонстрации ценности и основной функции мобильного приложения PhotoTune

2. Навигация и кнопки.
В зависимости от платформы мобильного приложения, при настройке навигации стоит использовать паттерны соответствующих ОС. При этом все кликабельные элементы должны быть:

  • Понятны — пользователь должен понимать что будет после нажатия на тот или иной элемент;
  • Удобны — они должны быть достаточного размера, чтобы пользователь не промахивался и не цеплял соседние элементы;
  • Очевидны — не заставляйте пользователя искать куда кликнуть, чтобы завершить действие.

3. Свобода действий.
Отмена последнего действия — самое частое действие пользователей. Поэтому крайне важно дать пользователю возможность отменить действие, вернуться на шаг назад или на предыдущий экран. Тут также важно следовать основным паттернам платформы (Android или iOS), чтобы пользователю не пришлось искать кнопку назад для этого. Тут можно последовать примеру Apple — для iOS достаточно встряхнуть телефон для действия отмены. Но как мы говорили ранее, стоит предоставить несколько вариантов для совершения этого действия.
4. Поиск и фильтрация.
Для ecommerce мобильных приложений очень важно продумать инструмент поиска и фильтрации товаров. Место на экране мобильного телефона ограничено, поэтому за один раз пользователь видит лишь малую часть товаров на странице категории. Сузить круг поиска может поиск и фильтры. Поэтому важно не только добавить эти инструменты в приложение, но и правильно настроить их работу.
5. Сохранение данных при выходе из приложения.
Важно предоставить пользователю возможность вернуться в приложение и завершить действие. Например, пользователь заполнил корзину, перешел в чекаут и даже заполнил часть полей, а после отвлекся или случайно закрыл приложение. Если он вернется и ему придется пройти весь путь заново, то скорее всего он просто уйдет. Поэтому важно чтобы по возвращению все введенные данные сохранились.

Так что же важно учитывать при создании мобильных приложений?

Мобильное приложение — это то, что пользователь устанавливает на свой смартфон для того, чтобы обращаться к нему время от времени. Если на сайт пользователь может заходить раз в месяц, то мобильное приложение используют хотя бы раз в неделю. Если пользователь установил приложение, то у него уже есть лояльность к бренду и важно позаботиться об удобстве использования, чтобы не оттолкнуть покупателя.

Для этого важно учитывать основные правила юзабилити приложения:

  1. Основная функция мобильного приложения понятна с первого экрана.
  2. Интуитивная навигация, чтобы пользователь мог без труда найти всю необходимую информацию и достичь цели даже без прохождения туториала.
  3. Пользователь может быстро и легко отменить последнее совершенное действие или вернуться на предыдущий экран или шаг.
  4. Все кликабельные элементы (кнопки, ссылки, иконки) видны, понятны и удобны.
  5. Хорошо настроены поиск и фильтрация, чтобы пользователь мог быстро найти нужный товар или услугу.
  6. При выходе из приложения все введенные данные сохраняются;
  7. При первом запуске пользователю не надо заполнять множество соглашений.
  8. Регистрация не обязательна.
  9. Пользователю не приходят различные нотификации круглосуточно.

Поделиться постом в:

Также читайте

1
/
1

Больше кейсов от турум-бурум?

Ознакомьтесь с нашим портфолио из различных сфер бизнеса.

Смотреть портфолио

Напишите нам, и начнем сотрудничество!

Ваше сообщение было отправлено! Мы свяжемся с вами как можно скорее

Отправить ещё одну заявку
Doublecheck your form data please