Первые смартфоны (мобильный телефон с функционалом карманного ПК) украинцы увидели одновременно со всем остальным миром — в начале 2000-х. Тогда же в продаже появились планшеты, то есть портативные компьютеры с сенсорным управлением.

За полтора десятка лет они стали обиходными, причем, и в профессиональной сфере, и в быту. Согласно статистике, теперь пользователи активно осваивают мобильный шоппинг. В Украине мобильный e-commerce ограничен спецификой связи и доступностью техники, но постепенно набирает обороты.

Говорит и показывает

Мобильный телефон — это удобный портативный аппарат и воплощение идеи всегда быть на связи. Изначально его функциональность исчерпывалась телефонными звонками. Позже производители дополнили сотовый радиоприемником, фонариком, аудиопроигрывателем, видеопроигрывателем, возможностью подключения к беспроводным сетям (Bluetooth, ИК, Wi-Fi). Когда у телефонного аппарата появилась операционная система, по функциональности он начал стремиться к персональному компьютеру.

Источник: ain.ua

По данным Pew Research Center, в США две трети жителей пользуются смартфонами, а в Украине, как свидетельствует совместное исследование LEAD9 и КМИС, — треть. Популярность объясняется финансовой доступностью, а также постепенной адаптацией привычных пользователю ПК программ и приложений. Бытовые и профессиональные вопросы человек может решать при помощи мобильного устройства — от заказа такси до проекта дизайна, от оплаты счетов до разработки микросхем. Если к этому добавить скоростной Интернет, то производительность и оперативность выполнения задач вырастут пропорционально.

По данным исследования Google Connected Consumer Survey, уже 56% украинских пользователей Интернета старше 16 лет пользуются смартфонами (в
2015 году эта цифра составляла 28%, а в 2013 — 11%).

Говорит Интернет

В Украине мобильная связь стартовала в 2G, то есть с первой цифровой технологии (в первом поколении была аналоговая). Услуга мобильного Интернета появилась к 2000 году.

Когда «Киевстар» и «UMC» боролись за звание первой компании, внедрившей новую услугу, мир уже переходил к технологиям 3G. Согласно рейтингу консалтинговой группы E&C, к началу 2015 года общая база операторов мобильного доступа в Украине насчитывала 24,66 миллиона абонентов.

Источник: encint.com

Стандарт UMTS 2100 (технология 3G) на украинских широтах появился в 2007 году («Utel»), но полномасштабное внедрение третьего поколения мобильной связи началось в феврале 2015 года. Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), распределила радиочастотный ресурс страны для внедрения радиотехнологии «Цифровая сотовая радиосвязь ИМТ-2000 (UMTS)» в полосах радиочастот 1920-1935 / 2110-2125, 1950-1965 / 2140-2155 , 1965-1980 / 2155-2170 МГц. Тендеры выиграли «Астелит», «МТС-Украина» и «Киевстар», соответственно.

За год работы, рапортует ITC со ссылкой на Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР), общая 3G-абонбаза операторов «большой тройки» (Киевстар, Vodafone/МТС Украина и life:)) превысила 4,3 миллиона абонентов — 7% от общего числа. Кроме того, результаты исследования Gemius за январь 2016 года показывают, что из 20,2 миллиона интернет-посетителей в Украине с мобильных устройств в Сеть заходят 7,6 миллиона. К июлю этот показатель вырос до 7,9 миллиона.

Источник: gemius.com.ua
Источник: gemius.com.ua

«Интернет ассоциация Украины» (ИнАУ) опубликовала исследование Factum Group «Проникновение интернета в Украине». Результаты подтверждают рост общего количества интернет-пользователей, в том числе пожилого возраста и жителей сельской местности, а также тех, кто предпочитает выходить в Сеть с помощью мобильных устройств.

Источник: inau.org.ua

Примерно каждый десятый украинский интернет-пользователь, согласно исследованию Factum Group, использует для выхода в Сеть только мобильное устройство.

Источник: inau.org.ua
Конечно, Украина сильно отстает от таких стран, как Южная Корея и Китай. Но именно темпы роста свидетельствуют о том, что уже через полтора-два года количество мобильного трафика достигнет 50%
AIN цитирует аналитиков Google Ukraine

Говорит статистика покупок

Компания-интегратор Ingenico Connect констатирует, что момент, когда мобильный трафик обогнал традиционный в 2014 году, стал переломным в истории интернет-бизнеса. Основная часть трафика ведущих порталов — Google, Facebook и LinkedIn — поступает с мобильных устройств. Директор Google Ukraine Дмитрий Шоломко во время конференции iForum сообщил, что в конце 2015 года доля запросов в Google с мобильных устройств впервые превысила долю запросов с десктопа.

Обнародованные в августе 2016 года данные исследований показывают, что украинцы накануне покупки ищут информацию о товаре в Интернете, причем выходят в Сеть с мобильных устройств. Платежный сервис WayForPay выяснил, что в июле текущего года около четверти интернет-покупателей оплатили товары с мобильного.

Источник: blog.wayforpay.com

Аналитики отмечают, что количество совершенных с планшетов покупок падает (с 8% до 4,85%), а со смартфонов — растет (с 11% до 18%). Пользователи заказывают мелкую технику и аксессуары, одежду и обувь, цветы и товары для дома. Больше всего мобильных оплат проходит в воскресенье.

Средний чек, при покупке с мобильных устройств на уровне 428 грн, при оплате с компьютеров; — 877 грн. Но в некоторых случаях средний чек транзакции со смартфона превышает сумму оплаты с ПК. Покупая с мобильного одежду, обувь или аксессуары, средний чек на 8% больше, оплата туров и покупка билетов — на 7,8% (при этом средний чек оплаты бронирования отелей на 20% больше при оплате с компьютера), оплата доставки цветов — на 9,2%
Из материала «WayForPay: С мобильных тратят больше утром, с компьютеров средний чек растет ночью»
Источник: blog.wayforpay.com

Говорит дизайн

Как мы раньше писали, необходимость адаптации сайтов под мобильные устройства сегодня уже очевидна, но грамотно это сделают только специалисты.

Существуют два типа онлайн-магазинов: интернет-гипермаркеты и нишевые проекты. Они отличаются по задачам. Нишевые магазины (продажа экопродуктов, брендовой одежды, аксессуаров, пластиковых окон, радиоуправляемых игрушек и т.п.) характеризуются экспертностью. Дизайн таких ресурсов сфокусирован на продукте.

Скриншот: apple.com
Наиболее правильно будет рассматривать Интернет как прямой распределительный канал для получения информации или коммерции. Он обойдет посредников, которые замедляют ход событий и задирают цены
Стив Джобс, 1995 год

К нишевым интернет-магазинам покупатель обращается за конкретным продуктом, ожидая найти ответы на все вопросы, вне зависимости от того, с какой платформы заходит. Благодаря четкому позиционированию такие сайты ограничивают свой функционал. Их мобильные версии стремятся к простоте, часто ограничиваясь описанием товара и кнопкой «Купить».

Скриншот: apple.com

В интервью 1995 года Стив Джобс, среди прочего, предсказывает распространение и коммерциализацию мобильного Интернета. Основатель Apple среди секретов успеха называет четкое позиционирование и ориентирование на клиента. Наши дизайнеры онлайн-магазинов согласны со вторым тезисом, но первый, по их словам, не всегда можно воплотить. Тренд последнего времени — маркетплейсы, где ассортимент товаров практически неограничен. Нишевые интернет-магазины расширяются — позиционирование и подход к дизайну должны измениться. Современные маркетплейсы являются не продавцами, а посредниками между дропшиппинг-поставщиками и покупателями. Их основной источник дохода — процент от продажи, а главная задача — увеличить средний чек.

Иногда мобильное приложение для интернет-магазинов удобней, чем веб. У посетителя возникает эффект бесконечного просмотра товаров. В веб этого эффекта добиться сложно, а в телефоне можно не отрываясь смотреть ленту, забывая о времени. Некоторые проекты именно на это и делают ставку
Дмитрий Кукуруза, руководитель отдела UX/UI

Разработка мобильного приложения — отдельный проект, говорят дизайнеры. Это ПО дополнительно демонстрирует лояльность покупателя, но принципы его функционирования иные, чем у мобильной версии сайта. С точки зрения ориентированности на клиента маркетплейс может сымитировать нишевый магазин. При помощи продуманной кастомизации товарных групп, например. Однако полноценно реализуем этот инструмент только для десктопов. Экраны мобильных телефонов пока не способны адекватно воспроизвести многие маркетингово-дизайнерские ходы. Связано это не только с размерами экранов, которые в последние годы увеличиваются в диагонали, но и качеством мобильного Интернета. Ограниченный трафик не позволяет сайтам полноценно загружаться.  

Скриншот: apple.com
Доля покупателей с мобильных устройств растет, и с ней необходимо работать персонально. Главные игроки в e-commerce начнут инвестировать в мобайл, как только увидят потенциальную прибыль, ведь адаптация дизайна под разные устройства — ресурсоемкая задача. Каждый производитель ежегодно выпускает множество новых моделей смартфонов и планшетов. Разработчик должен учитывать специфику каждого из них и немного заглядывать в будущее, компетентно оценивая вероятные изменения в технологиях.
Важно понимать, что «дизайн» в переводе с английского означает «проектировать». Перед дизайнерами часто стоит задача не создать самый инновационный и красивый сайт, а аккуратно решить инженерную задачу. Например, так разместить товары, чтобы пользователи их запомнили. И мы эту задачу решаем
Евгений Мусиенко, основатель Турум-бурум  

Любой проект маркетплейса должен отвечать интересам бизнеса, клиентов и учитывать технические ограничения. По словам основателя Турум-бурум Евгения Мусиенко, у современного интернет-гипермаркета должны быть удобная электронная витрина с визуализированными конкурентными преимуществами, возможность персонализации покупателя, быстрая работа и мультиканальность.

Мобильный трафик растет, и это вынуждает маркетплейсы делать мобильную версию, но это пока невыгодно. Потому что им надо не просто совершать сделки, а увеличивать оборот. На сайте пользователю ПК сразу предлагаются похожие или дополнительные товары. Благодаря этому наращивается объем переходов. В мобильном телефоне для реализации этого инструмента просто нет места. Поэтому сегодня мобильные версии любых крупных магазинов — самые простые
Дмитрий Кукуруза, руководитель отдела UX/UI

Эксперты Турум-бурум отмечают, что мобильный трафик все более выгоден, но в нынешних условиях рекомендуют маркетплейсам продумать систему, которая предусмотрит взаимодействие интернет-покупателя и с десктопом, и с мобильным устройством.

Поделиться постом в:

Также читайте

1
/
1

Больше кейсов от турум-бурум?

Ознакомьтесь с нашим портфолио из различных сфер бизнеса.

Смотреть портфолио

Напишите нам, и начнем сотрудничество!

Ваше сообщение было отправлено! Мы свяжемся с вами как можно скорее

Отправить ещё одну заявку
Doublecheck your form data please