Два лика юзабилити
Наука vs культ
Google выдает более миллиона результатов по запросу «юзабилити» и еще 36 миллионов — по «usability». В этом обилии определений важно помнить, что понятие не исчерпывается исследованием поведения пользователя.
Один из основателей направления оценки UX Якоб Нильсен называет юзабилити способом проверки на соответствие реалиям: не прошел — выходишь из онлайна. Действительно, растут и развиваются только компании, сумевшие заинтересовать покупателей и удержать этот интерес. Примеры у всех на слуху: Apple, Facebook, Google.
Научный подход
Просматривая многочисленные результаты тематического поиска, мы узнаем, что не стоит ухудшать юзабилити сайта ради красоты, что юзабилити влияет на ранжирование в Google, что существует метод юзабилити-аудита «клиент пьян» и так далее. Но не найдем никакой системы. В то же время, она существует, и, на первый взгляд, достаточно проста.
Фундаментальный подход в юзабилити и в полноценной науке одинаков: наши выводы и рекомендации основаны на опытах и наблюдениях реального мира. Цель юзабилити проверять дизайн в реальных условиях и — принимая во внимание человеческий фактор — определять, что работает в дизайне, а что — нет
Якоб Нильсен
Специалисты по юзабилити действуют последовательно:
1. Проверяют соответствие сайта ожиданиям пользователей.
2. Выявляют детали, мешающие пользоваться ресурсом.
3. Вносят изменения, которые делают проект удобнее и прибыльнее.
Вышеупомянутый Якоб Нильсен предлагает эвристическую оценку, в процессе которой тестируется навигация и определяются слабые места сайта. Но она должна опираться на данные «полевых» исследований заказчика и конкурентов: чтобы правильно определить тенденции рынка и общий контекст функционирования компании.
Культ пользователя
Неофициальные правила юзабилити гласят:
1. В конфликте человека и технологии прав первый — технология должна поменяться.
2. Пользователь может контролировать процесс и результат.
3. Работа с компьютером или мобильным устройством не должна вызывать сложностей и отнимать много времени.
В 1970-е годы пользовательские интерфейсы буквально вынуждали человека подчиняться. Современные сайты тоже зачастую перегружены и сложны в управлении. Борцы за качественный веб-дизайн даже создали худший в мире сайт, наглядно демонстрирующий, как делать не надо.
Философия «делай добро и бросай его в воду» никогда не была направляющей для бизнеса, но считаться с идеологией и правилами юзабилити приходится: если сайтом трудно пользоваться, клиенты просто перестанут это делать. Сегодня легко и быстро можно найти альтернативу.
Научный подход диктует жесткость и непредвзятость. Он сработает только в том случае, когда будут собраны все данные, тщательно проанализированы, и безжалостно отсечено все ненужное. В то же время, правила юзабилити подразумевают уступчивость, а принять оправданное компромиссное решение поможет научный подход.
Поделиться постом в:
Больше кейсов от турум-бурум?
Ознакомьтесь с нашим портфолио из различных сфер бизнеса.
Смотреть портфолио