Студия Турум-бурум

Незаслуженно забытая история шрифта Amsterdamse Krulletter

Незаслуженно забытая история шрифта Amsterdamse Krulletter
1873

Плохой проект не спасет даже самая хорошая типографика. Но вот хороший проект плохая типографика может запросто убить.

Шрифтовых дел мастера, кажется, остаются незаслуженно забытыми. Проще простого сказать «используй гельветику — это беспроигрышный вариант». А что стоит за ней, кто знает? Но сегодня речь не об этом шрифте.

шрифт Amsterdamse Krulletter

Слышали ли вы что-нибудь об Amsterdamse Krulletter? Как можно догадаться по названию, это шрифт с завитушками, используемый в Амстердаме. Если быть точным, то в самом красивом его районе — Йордан (Jordaan). Именно там находится множество знаменитых «коричневых» кафе и баров. Как говорят, йорданские кафе — самые «коричневые» в Амстердаме.

Коричневыми эти заведения называются из-за интерьера, выполненного зачастую в этой цветовой гамме. Там деревянные панели, персидские ковры и резные столики, но кажется, будто все давно прокопчено табачным дымом. Для голландцев эти кафе давно стали вторым домом — в них завтракают, затем приходят на бизнес-ланч, вечером играют с друзьями в снукер, укрываются в холода и обсуждают местные новости.

Каждый дизайнер, конечно, обращает внимание на шрифты, в особенности рукописные. Если вы были в Амстердаме, наверняка заметили, что практически на каждом окне «коричневых» кафе надписи сделаны этим особенным и красивым шрифтом.

Шрифт Amsterdamse Krulletter

Фото: ilovetypography.com 

Учитывая, что он повсеместно воспроизводится, можно сделать вывод, что это один из традиционных голландских шрифтов. Но чья рука выводила эти буквы с завитушками? Можно сказать наверняка, что автора вдохновили работы голландских каллиграфов XVII века, но этот почерк очень отличается от сохранившихся рукописных текстов Ян ван ден Вельде (Jan van den Velde), Феликс ван Самбикс (Felix van Sambix) и Корнелис Боссенс (Cornelis Boissens).

Интересно, что голландцы очень любят этот шрифт, но мало кто знает о нем что-либо. Еще более интересно то, что голландские дизайнеры и специализированные издания никогда не принимали эту шрифтовую традицию всерьез.

Пит Шредерс (Piet Schreuders) в 1977 году опубликовал эссе о двух классических амстердамских шрифтах: Bruggenletter и Spiegelglas. Но там и буквы нет об Amsterdamse Krulletter, который можно повсеместно увидеть в этом городе. Из более свежих примеров: в 2008 году Мартин Хелле (Marteen Helle) выпустил фотокнигу «Амстердам в буквах». В ней — фотографии вывесок, табличек, надписей и объявлений в городской среде, но опять ни разу не встречается этот загадочный Krulletter.

Только в 1983 году в журнале Grafisch Nederland в одном из номеров вышла статья «Смотрите! Буквы!» (Kijk! Letters!), в которой автор описал шрифт, который часто встречается на фасадах пабов. Там же было интервью с Лео Бьюкибумом (Leo Beukeboom) — одним из двух авторов этого шрифта. Но интервью было сфокусировано на общих и даже бытовых аспектах работы Лео, там практически ничего нет о созданном шрифте и о том, что послужило вдохновением.

Это напоминает ситуацию, когда не можешь найти то, что находится у тебя прямо перед носом. Этот почерк всем кажется настолько родным, что его не задумываясь перерисовывают раз за разом и никому будто ничего и не нужно о нем знать.

Что же удалось раскопать о Лео Бьюкибуме? Он — автор многих рукописных шрифтов с завитушками, которые можно встретить в Амстердаме и соседних городах. Начало этой работы приходится на 1967 году, когда Лео работал шрифтовых дел мастером в пивоварне Heineken. Он разрабатывал вывески для пабов.

Также удалось узнать, что эта шрифтовая традиция зародилась в 1950 году с легкой руки каллиграфа Яна Виллема Виссера (Jan Willem Visser), который работал в пивоварне Amstel. Что общего между историями? А то, что пивоварню Amstel в тот год купил Heineken и Ян с Лео продолжили работу вместе.

Пит Шредерс

Фото: ilovetypography.com 

Ян Виллем Виссер был сыном Йоханесса Виссера (Johannes Visser), потомственным шрифтовиком. Он был очень талантливым и уважаемым человеком, но его историю никто ныне не знает. У него была предпринимательская хватка и в 1941 году он открыл собственную мастерскую на улице Da Costakade. В самые успешные времена это была самая большая мастерская в Амстердаме — на тот момент там было 24 работника.

архиве Амстердама

Фото: ilovetypography.com 

Множество фотографий в архиве Амстердама свидетельствуют о том, что шрифт, нарисованный Яном в начале пятидесятых, очень схож с тем Krulletter, который мы видим в городе сейчас.

Но самое интересное — узнать, что послужило вдохновением на создание этих красивых букв. Можно предположить, что прописные буквы находят свое отражение во втором томе «Spieghel der Schrijfkonste» (1605) — самой значительной работе Яна ван ден Вельде. Но что касается строчных букв — они слишком оригинальны и их нельзя отнести к этой или другим работам знаменитого каллиграфа.

Рамиро Эспиноза (Ramiro Espinoza) — собственно, тот, кто затеял эти «раскопки» — решил даже навестить дочь Яна Виллема Виссера Анник Виссер (Annick Visser). Она добродушно разрешила посмотреть личные бумаги покойного отца. У него, как оказалось, была книга 1885 года издания о типографике с таким названием: «Letters en hare grondvormen naar de beste bronnen bewerkt voor schilders, steenhouwers, graveurs en voor het onderwijs aan Ambachts en Kunstnijverheidsteekenscholen». Это, по сути, каталог, в котором собраны шрифты «из лучших источников», чтобы помочь мастерам создавать новые буквы.

Bruggenletter и Spiegelgla

Фото: ilovetypography.com 

В этой книге есть буквы, которые, несомненно, послужили Виссеру моделями при разработке шрифта для вывесок пабов. Автор книги П. ван Лой-младший (P. van Looy Jr.) указывает, что данные буквы — работа некоего Й. Хьювельмана (J. Heuvelman). Йоханесс Хьювельман (Johannes Heuvelman) был голландским каллиграфом из Хаарлема. Единственная знаменитая его работа — книга «Stichtich ABC tot Nut der Jeucht geschreven», опубликованная в 1659 году.

Очень интересно сравнивать шрифты Хьювельмана, ван Лоя и Виссера. Хотя каждый из них мог просто создать точную копию шрифта предшественника, никто из них так не поступил. Каждый из них создал свою версию, наиболее примечательную для своего времени. Кстати, Эспиноза не случайно интересовался этой темой — он создал свой вариант шрифта и назвал его Krul. Традиция должна быть продолжена и ведь хорошо, что осознанно и со знанием дела.

Spiegelgla

Источник: ilovetypography.com

Вдохновляющая на подвиги история должна передаваться из уст в уста, а не предаваться забвению. Пока вы читаете эти строки, наш специальный корреспондент пакует чемодан в Голландию, например.

   



Источник: ilovetypography.com

Мы любим историю

Например, истории электронной коммерции посвятили три материала. В процессе исследования убедились, что e-commerce тесно связан с внедрением American Airlines электронной системы бронирования билетов, появлением телешоппинга и распространением «бирж секонд-хэнда» 



Случайная цитата

Очень интересно сравнивать шрифты Хьювельмана, ван Лоя и Виссера. Хотя каждый из них мог просто создать точную копию шрифта предшественника, никто из них так не поступил. Каждый из них создал свою версию, наиболее примечательную для своего времени. Кстати, Эспиноза не случайно интересовался этой темой — он создал свой вариант шрифта и назвал его Krul. Традиция должна быть продолжена и ведь хорошо, что осознанно и со знанием дела



Оставьте номер и мы перезвоним
Спасибо!
Мы скоро свяжемся с Вами.
Напишите нам
Выберите направление:
    Спасибо!
    Мы скоро свяжемся с Вами.