Студия Турум-бурум

Эвристическая оценка юзабилити сайта

Эвристическая оценка юзабилити сайта
1928

Зачем это нужно?

Подумать о юзабилити сайта лучше до его разработки, а проводить тестирование — на каждом этапе. Но даже если сайт давно существует и оценка юзабилити при создании не проводилась, никогда не поздно усовершенствовать его для пользователей. 


Как любая методология, оптимизация существующего сайта имеет свои плюсы и минусы. Существует огромное количество фактических и статистических данных о поведении пользователей, но менять полюбившийся существующий сайт нелегко. 

Эвристическая оценка — один из методов определения юзабилити сайта, который может показать необходимость изменений.

Эвристическая оценка — один из методов определения юзабилити сайта, который может показать необходимость изменений.

Якоб Нильсен, один из основателей направления оценки User Experience, подразумевает под эвристической оценкой определение соответствия интерфейса сайта общепризнанным принципам юзабилити. 


Другими словами, эвристическая оценка означает процесс, при котором специалисты по определению удобства пользования сайтом, тестируют навигацию и выполняют различные задания, чтобы определить слабые места, которые нуждаются в доработке. 


По словам Нильсена, эвристическая оценка наиболее эффективна, когда исследователи делают оценку независимо друг от друга, а затем суммируют полученные результаты. Чем больше специалистов привлекается к оценке, тем больше недочетов будет обнаружено и исправлено.


Преимущества и недостатки метода

Простота и скорость, в отличие от других методов. Дает быстрый обзор юзабилити сайта и освещает основные проблемы, которые могут негативно влиять на опыт посещения сайта пользователями.


Соотношение цены и затраченных ресурсов. Более доступный, чем некоторые другие методы исследований (айтрекинг, масштабные опросы пользователей и подобное).


Поскольку, эвристическая оценка не включает в себя тестирование пользователями и анализ их поведения, ей не хватает «доказательств» и иногда она выглядит слишком субъективно.


Довольно трудно найти специалиста, который обладает достаточными навыками и опытом для проведения данного метода оценки.

Этапы эвристической оценки


   1. Определение цели

Эвристическая оценка, как и любое другое исследование, имеет некую цель, которая должна быть четко определена и поставлена перед исследователями. Необходимо решить, что именно нужно проверять. Это может быть сайт целиком или всего лишь процесс регистрации. Можно сформулировать набор задач, которые оценщики должны выполнить, чтобы определить юзабилити, но важно, чтоб каждый из исследователей понимал цель проекта и желаемые результаты.


    2. Определение пользователей

Эвристическая оценка существенно отличается от тестов пользователей, но она должна включать в себя данные об их поведении. Это делается следующим образом. Когда специалист делает оценку сайта, он должен принять точку зрения и цели предполагаемого пользователя. Поэтому важно иметь четкое представление о целевой аудитории и ее потребностях, чего можно добиться путем использования портретов потенциальных покупателей. Если их нет, то нужно провести исследования, чтобы определить, кто использует ваш товар и почему. Иначе эффективность эвристической оценки юзабилити будет мала.

Эвристическая оценка существенно отличается от тестов пользователей, но она должна включать в себя данные об их поведении.

   3. Соответствие принципам юзабилити
Ниже приведенные принципы юзабилити, введенные Якобом Нильсеном еще в 1995 году, которые по-прежнему актуальны и применимы.


  • Видимость состояния системы. Пользователи всегда должны контролировать ситуацию и видеть, что происходит. Например, наблюдать, загрузилась просматриваемая страница или нет.
  • Соответствие между сайтом и реальным миром. Каждый элемент интерфейса должен соответствовать ожиданиям пользователей и быть интуитивно понятным. Например, значок конверта не должен означать добавление товара в корзину.
  • Пользовательский контроль и свобода. Предоставьте посетителям различные пути доступа к информации, это даст свободу выбора и дополнительное удобство пользования.
  • Последовательность и стандарты. Будьте последовательны во всем (элементы дизайна, структура страниц и прочее). Убедитесь, что нажатие одинаковых кнопок не приводит к разным результатам.
  • Предотвращение ошибок. Делайте все возможное, чтобы избежать ошибок пользователей. Уберите лишние элементы интерфейса, которые могут запутать и привести к ошибке.
  • Гибкость и эффективность использования. Гибкая навигация не должна требовать от посетителей большого количества усилий.
  • Эстетичный и минималистический дизайн. Постарайтесь, чтобы на сайте не было беспорядка и сосредоточьтесь на содержании контента.
  • Помощь пользователям в определении и исправлении ошибок. Объясните ошибку в дружественной манере и предложите дальнейшие действия для ее исправления. Ни в коем случае не позволяйте пользователю чувствовать себя разочарованным.
  • Помощь и документация. Убедитесь в наличии всей необходимой информации и часто задаваемых вопросов.


    4. Оценка User Experience и выявления проблем юзабилити

Оценщики, как говорилось ранее, тестируют интерфейс и выполняют определенные задачи. Когда они находят ошибку, записывают ее совместно с задачей теста и страницей, где на нее наткнулись. Например, в форме регистрации при вводе пароля нечетко указаны, какие символы использовать запрещено, а после отправки формы появляется сообщение об ошибке с просьбой удалить некоторые введенные символы.


Кроме того, оценщики, если  чувствуют в этом необходимость, могут оценивать сайт не только по утвержденным заранее задачам.

Оценка User Experience и выявления проблем юзабилити

    5. Анализ и представление результатов
После завершения оценки результаты экспертов суммируются для устранения дубликатов ошибок, и формируется полноценный список проблем юзабилити, которые необходимо исправить. Некоторые оценщики применяют уровень опасности, чтобы подчеркнуть важность отдельной проблемы и ее приоритетность. Уровень опасности определяется на основании частоты появления ошибки, а также влияния на User Experience. 


За короткий промежуток времени эвристическая оценка помогает определить основные проблемы юзабилити сайта. А самое важное, что она может быть использована в качестве отправной точки для дальнейшего тестирования удобства использования сайта с помощью опросов пользователей.



Австралийская компания Squareweave

 

использует любопытный метод юзабилити-аудита. Он называется «The User Is Drunk»



Когда и почему нужен рестарт в дизайне

Чаще всего достаточно внести некоторые изменения в дизайн, чтобы чуточку повысить процент конверсий. Но бывают случаи, когда мелкие доработки и коррективы только усугубляют проблему. Тогда уж придется «выбросить» старый дизайн и приняться за новый



Оставьте номер и мы перезвоним
Спасибо!
Мы скоро свяжемся с Вами.
Напишите нам
Выберите направление:
    Спасибо!
    Мы скоро свяжемся с Вами.